Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни |
2. Естественнонаучная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем |
Нормативные документы
Федеральный уровень
Функцианальная грамотность школьников как актуальный результат образования
Региональный уровень
Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на реализацию обновленных ФГОС, на формирование и оценку функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2023 /2024 учебном году (Утвержден 06 сентября 2023 года)
Муниципальный уровень
Локальные акты школы
План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся «Средней школы № 27» на 2021 – 2022 учебный год смотреть документ
ПАМЯТКА от Сбербанка "Что значит быть грамотным в XXI веке"
Поддержка ГАУДПО ЯО "Институт развития образования Ярославской области"
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
- Банк электронных заданий по оценке функциональной грамотности на портале «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru/
- ФБГНУ "Федеральный институт педагогических измерений" https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- ФБГНУ "Институт стратегии развития образования Российской академии образования" http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
- Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
- Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания
- Национальные и международные исследования качества
- Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- СИПКРО
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО