Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни

​2. Естественнонаучная грамотность​

​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями

​3. Математическая грамотность​

​Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты

​4. Финансовая грамотность​

​Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

​5. Креативное мышление

​Способность продуктивно участвовать в  процессе выработки, оценки и  совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

​6. Глобальные компетенции

​Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​

Нормативные документы

Федеральный уровень

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" 

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" 

 Функцианальная грамотность школьников как актуальный результат образования

Региональный уровень

Региональный план мероприятий (дорожная карта), направленных на реализацию обновленных ФГОС, на формирование и оценку функциональной грамотности в общеобразовательных организациях Ярославской области в 2023 /2024 учебном году (Утвержден 06 сентября 2023 года)

Муниципальный уровень

Локальные акты школы

План мероприятий («дорожная карта»), направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся «Средней школы № 27» на 2021 – 2022 учебный год смотреть документ

Приказ от 31.08.2022 №01-10/145-2 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся"

План мероприятий (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

Приказ от 30.08.2023 №01-10/100-3 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся"

План мероприятий (дорожная карта) по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год

ПАМЯТКА от Сбербанка "Что значит быть грамотным в XXI веке"

      Поддержка ГАУДПО ЯО "Институт развития образования Ярославской области"

Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности

Страница обновлена 08.02.2024